Виртуальная выставка «Свидание на Парнасе. Поэзия серебряног… с по
…И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл
А. Ахматова
Россия рубежа XIX-XX веков – это ренессанс русской культуры, подъем духовного начала в обществе, время философско-религиозных исканий, поиски новых форм в искусстве. Стремительный взлет философии, науки, литературы, музыки, театра на фоне бурных политических и экономических катаклизмов, социальной напряженности породили феномен культуры России эпохи «смены вех».
Поэзия Серебряного века наиболее чутко ощущала перемены в обществе, дыхание времени, конфликты и противоречия, а подчас и предвосхитила будущие катастрофы. Характерно для этого периода многообразие и разнородность литературных течений, объединений и групп (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.), отличающихся идеологией и миропониманием, эстетикой, стилями и жанрами, выразительными средствами, экспериментами со словом (часто в атмосфере «дружбы-вражды»). Все это составляло богатую и разнообразную палитру полотна российской поэзии с разнообразием красок и оттенков.
Поэты начала века не могли привлекать художников-современников, более того, они исключительно интересны и последующим поколениям живописцев и графиков. И сегодня многие мастера кисти, штихеля и резца с любовью и увлечением иллюстрируют поэтические сборники начала XX века, изображают их авторов в различных техниках станковой гравюры. Надо отметить, что портрет является одним из труднейших жанров в изобразительном искусстве: необходимо передать не только внешнее сходство, иконографическую точность, но и характер, духовную природу, эмоциональное состояние персонажа. При этом не утрачивается и личность самого художника, способность к самовыражению: его манера рисунка, особенности технического воплощения в материале, и, главное, его видения и трактовки образа.
Если же говорить о гравюре (а именно этот вид графики представлен на выставке), то отметим наиболее характерные ее особенности: лаконизм, тяготение к камерности, ограниченность цветовой гаммы, что диктует художнику поиск дополнительных выразительных средств для реализации творческих задач. Поэтому такое большое значение имеют в гравюре фактура материала, ритм, композиционное решение, светотеневая моделировка, передаваемые линией, штрихом, пятном, локальным цветом. Отсюда и понятная условность графического листа, ассоциативность языка гравюры, которому присущи символика и гипербола, гротеск и активная изобразительная метафора, декоративность. А как по-разному воздействуют на зрителя «живописность» офорта, бархатистость меццо-тинто, строгость резца, контрастность ксилографии, лиричность и цветовая мягкость литографского оттиска.
На выставке представлены работы российских графиков – портреты поэтов Серебряного века. Часто, и это объяснимо, художников вдохновляли, прежде всего, поэты «первого ряда», ярчайшими представителями которого были Ахматова, Блок, Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Маяковский, Есенин. Тем более что многие из них творили эпоху (будучи внутренними эмигрантами), и, хотя не разу, но были «признаны» классиками. Большая группа известных поэтов в начале 1920-х годов уехала на Запад, и была как бы «вычеркнута» из истории русской литературы – Ходасевич, Балтрушайтис, Георгий Иванов (специалисты считают «концом» Серебряного века как раз события 1922 года – гибель Гумилева, смерть Блока, эмиграция интеллектуальной элиты на «философском пероходе»).
В этом плане интересны демонстрируемые на выставке силуэты Елизаветы Кругликовой, донесшие до нас образы поэтов, мало знакомых современному любителю поэзии, но без которых общая картина Серебряного века была бы неполной и обедненной (Верховский, Анисимов, Бенар, Радлова, Одоевцева и др.). Многих поэтов Кругликова хорошо знала (например, Волошин брал уроки офорта у нее в Париже), и эти работы окрашены впечатлениями личного общения. К той же группе работ можно отнести и цветную линогравюру Надежды Леже (сестры Ходасевича), которая дружила с Маяковским, работы Анненкова (Кузмин) и Верейского (Шагинян), а так же портреты Ахматовой и Пастернака последних годов их жизни (Лянглебен, Станишевский). Отмеченные работы представляют историко-культурную ценность как важный материал для иконографии видных представителей русской литературы. Художники последующих поколений, каждый эмоционально и по-своему, «прочитывали» образы ушедших поэтов, проникаясь их пафосом; некоторые творчески переосмыслили известные иконографические материалы (Калита, Парамонов, Панидов).
Интересна большая серия автолитографий Давыдова, над которой он работал в течение двух десятилетий.
Современные графики часто отходят от традиции чисто лицевого изображения (анфас), включая портрет поэта в иллюстративную ткань его стихотворения или располагая на фоне характерных для его творчества лирических пейзажей и бытовых сюжетов (Бакулевский, Клюшин, Ордынская, Калита, Станишевский, Мациевский).
Экспонируемые на выставке гравюры говорят нам о том, с каким тактом и любовью художники лаконичным и скупым языком эстампа (как правило, монохроматического) на протяжении столетия пытаются разгадать феномен русской поэзии Серебряного века и ее лучших представителей.
Поэтический характер выставки побудил ее организаторов включить в настоящий каталог (несколько потеснив визуальный ряд) стихотворения поэтов, как правило, редко публикуемые в современных поэтических сборниках.
А камертоном к выставке могут послужить прекрасные строки Ивана Бунина, как будто специально обращенные к ее посетителю:
Твой труд переживет тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то писанный портрет –
И станешь ты, незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.
Бродя по залам чистым и пустым,
Спокойно озаренным бледным светом,
Твой дальний друг перед твоим портретом
Замедлил шаг….
Организаторы выставки надеются, что почитатели русской литературы начала ХХ века «замедлят шаг» перед портретами далеких, но дорогих нам поэтов, вспомнив их стихи и хрестоматийное: «Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были».
Владимир Беликов
Прямая ссылка: ССЫЛКА