Виртуальная выставка «Мурманск». Посвящена 105-летию города
Мурманск – самый крупный город в Заполярье, единственный крупный незамерзающий порт на Европейском Севере России. Город вытянулся более чем на двадцать километров вдоль скалистого восточного побережья Кольского залива, принадлежащего к акватории Баренцева моря. Мурманск — база российского атомного ледокольного флота.
Город еще очень молод, здесь нет выдающихся исторических достопримечательностей, он впечатляюще самобытен.
Дата основания Мурманска — 4 октября 1916 года. Он стал последним городом, основанным в Российской империи и назывался Романов-на-Мурмане. Через полгода, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, он получил своё нынешнее название.
Выставка произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из собрания Мурманского областного художественного музея посвящена 105-летию города Мурманска. В экспозиции представлены работы, отражающие историю строительства и развития самого крупного города за Полярным кругом.
Одно из ранних произведений из фондового собрания музея относится к первой половине XX века. Это живописное полотно «Мурманск. 1922» кисти Я.А. Комшилова. Яков Алексеевич Комшилов с 1921 по 1958 год жил и работал в Мурманске, он стал очевидцем преображения города. Будучи талантливым художником, автор оставил богатое наследие городских пейзажей разных лет.
Мурманск начала 1940-х годов представлен в произведениях Василия Григорьевича Баранова. «Шанхай в Мурманске» (1941) – еще один документ. Василий Григорьевич запечатлел интересный факт из истории Мурманска: «Шанхай» — так в середине XX века называли место в городе, где жили китайцы, строившие Октябрьскую железную дорогу.
В годы Великой Отечественной войны в числе защитников Советского Заполярья наравне со всеми воевали и художники. Принимая участие в боевых действиях, они занимались маскировкой кораблей и других объектов, выпускали сатирические листовки и плакаты, рисовали портреты защитников Отечества.
В послевоенные годы главным событием в истории изобразительного искусства Мурманской области стало создание в 1965 году профессиональной организации Союза художников СССР. Возглавил эту организацию и оставался на посту руководителя до 1971 года Василий Григорьевич Баранов. Его соратники — живописцы В.А. Алексеев и Н.М. Морозов, графики М.А. Кирин и В.К. Конев. В этот период художники в своем творчестве обращаются к изображению моментов мирной жизни и интенсивного строительства.
В 1964 году в наш город в творческие командировки приезжают московские художники. Свидетельством этого события является произведение Л.Н. Шиповского «Мурманск» (1960-е). Лев Николаевич Шиповский известный московский художник, яркий представитель социалистического реализма. Картина дополняет экспозицию, показывая взгляд приезжего столичного художника на молодой портовый город.
Город-порт, город-труженик, город-герой – многочисленны титулы и звания Мурманска. В творчестве художников можно выделить серию работ, посвященную работе порта. И живописцы, и графики особое место в своем творчестве отводили этой теме. Завораживающая своей красотой водная гладь Кольского залива; корабли, стоящие на рейде или идущие по заливу; портовые краны, док – важные составляющие жизни города.
Мастера обращаются к теме сравнения старого и нового Мурманска, изображая в одном произведении покосившиеся деревянные дома на фоне стройных новостроек – «Старый и новый Мурманск» (1968) В.Г. Баранова, «Новый Мурманск» (1996) Н.М. Морозова, «Старое и новое» (1996) В.И. Маракулина.
Главной темой творчества Владимира Алексеевича Кумашова является не парадный городской пейзаж с бытовыми сценами. Автор пишет площади, улицы и дворы, показывая их с высоты птичьего полета. Мурманск предстает перед зрителем диковинным, уютным, приветливым. Каждое живописное полотно В.А. Кумашова «Вокзал после дождя» (1999), «Утро» (2001), «День города» (1998) повествуют о большой любви к городу.
Вошли в экспозицию работы заслуженного художника Российской Федерации Виталия Николаевича Бубенцова. Мастер родился и вырос в Мурманске. Интерес художника вызывает не только природа Кольского Заполярья, но и его история, культура. В работе «Солнце апреля» (2014) зрители увидят панораму города, залитого весенним светом солнца, с возвышающимся в центре зданием гостиницы Арктика, ставшей визитной карточкой Мурманска.
В произведениях Н.Р. Духно мурманский городской пейзаж открывается зрителю в новом свете и цвете. Завораживающее колористическое решение произведения Никиты Ростиславовича Духно «На улице Егорова» (2015) вызывает воспоминания об удивительном цвете ночного неба над Мурманском, уникального и свойственного только северным широтам.
В живописных полотнах Сергея Юрьевича Чеботаря изображены улицы города, занесенные снегом или залитые дождями, автобусные остановки, многоэтажные дома. И почти на всех картинах – горожане: спешащие по делам, неторопливо прогуливающиеся, разговаривающие друг с другом.
Авторы произведений, представленных на выставке – живописцы и графики, профессионалы и любители. У каждого свое особое видение Мурманска. Художники изображают лучшие черты города и в будние и в праздничные дни, его неповторимый силуэт и гордый профиль. Произведения созданы в разное время, в разной манере и технике – но объединяет их интерес и любовь к столице Заполярья.
Выставка позволяет почувствовать и увидеть историю жизни города глазами художников: пройтись по знакомым улицам, восхититься величием морского порта, проследить как менялся облик города Мурманска, нашего любимого города.