Мурманский областной художественный музей

Мурманский областной художественный музей

Выставки в Мурманске

Выставка к 120-летию Алексея Пахомова с по
Сейчас

183038 Мурманск ул. Коминтерна, д. 13

6 ноября в отделе Мурманского областного художественного музея «Культурно-выставочный центр Русского музея» (г. Мурманск, ул. С. Перовской, д.3, 2 этаж) начнет работу  выставка, посвященная 120- летию со дня рождения Алексея Федоровича Пахомова — графика, живописца и педагога, члена Академии художеств СССР, народного художника СССР.

Алексей Пахомов родился 2 октября 1900 года в деревне Варламово Вологодской губернии в крестьянской семье. Рано увлекся рисованием. На талант юного художника обратила внимание учительница сельской школы, а затем владелец усадьбы В. Ю. Зубов. Семья дворян Зубовых сыграла важную роль в судьбе мальчика. По их инициативе Алексей был определен учеником в начальное училище в Кадникове, после окончания которого, на собранные Ю.М. Зубовым деньги был отправлен в Петроград, в училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Свое образование Алексей Федорович продолжил в Академии художеств. В конце 1920-х гг он уверенно входит в круг ленинградских графиков-иллюстраторов, обретает свой почерк, находит любимые темы и  героев.

В блокадном Ленинграде Алексей Федорович работал над серией, посвященной осажденному городу. Его работы создавались не по воспоминаниям, а буквально по следам событий. Для Пахомова зримая красота была  тождественна моральному закону в человеке. Художественно-эмоциональная сила его работ заключается именно в вере в победу красоты и человечности даже в нечеловеческих условиях изнуренного голодом и войной города. В работе над блокадной серией Алексей Федорович делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда оно было получено, отважиться рисовать было не просто. Люди относились к рисующему с недоверием и злобой. Но главная причина была не в этих трудностях. Столь значительные события  должны быть отражены  не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной. Путем наблюдения и размышления возникала идея композиции, и зачастую без предварительных зарисовок мастер приступал к ее выполнению, затем в процессе выполнения  обращался к натуре, чтобы сделать действующие лица и пейзажи живыми и убедительными.

С 1948 Пахомова преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (с 1949 года – в звании профессора), где руководил отделением станковой графики.

Мастер является лауреатом Государственных премий СССР за серию литографий «Ленинград в дни войны и блокады» (1946), за иллюстрации и оформление сборника рассказов Л.Н. Толстого «Филипок» и «Азбука» 1973 (посмертно).

Решая профессиональные задачи, Пахомов использовал форму близкую русской средневековой традиции. Сцены из крестьянского быта – сенокос, косьба – мыслились им как ритуальное действо, в изображении которого им использовались приемы языка фрески или иконы. Но и эти картины рождались на основе бытовых наблюдений и зарисовок, которые Пахомов делал постоянно, находился ли он на отдыхе в деревне, работал ли в городе или у себя в мастерской. В них, этих беглых набросках, виден и меткий глаз наблюдателя, и талант рассказчика, умеющего обобщить и обыграть подмеченную жизненную ситуацию. Натурные рисунки, сделанные с односельчан, превращались в законченные композиции.

Мир детства занимает особое место в творчестве Алексея Федоровича. Все его радости и огорчения, новизна открытий, будничные заботы и фантазии оживают под чутким карандашом мастера. Композиции всегда наполнены меткими и емкими деталями, точностью найденных поз и жестов, яркой атрибутикой времени.

На выставке представлены графические работы из собрания музея.

Экспозиция работает по 6 декабря 2020