Мурманский областной художественный музей

Мурманский областной художественный музей

Выставки в Мурманске

Графический дизайн кондитерских фабрик. Фантики с по
Архив

183038 Мурманск ул. Коминтерна, д. 13

Сегодня кондитерская упаковка становится популярным предметом коллекционирования. Открываются не только отдельные экспозиции, посвящённые кондитерской упаковке, а целые музеи!

Экспозиция Мурманского областного художественного музея «Графический дизайн кондитерских фабрик. Фантики», открытая 22 февраля, способна привлечь внимание не только коллекционеров, но и тех, кто интересуется историей дизайна и рекламы.

На выставке «Графический дизайн кондитерских фабрик. Фантики» экспонируются образцы дизайна упаковочной продукции для кондитерских изделий 1930-2014 г.г. Представлена кондитерская упаковка старейших Московских фабрик: «Красный октябрь», «Рот-Фронт», «Кондитерская фабрика имени П.А. Бабаева» и Санкт-Петербургских: «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», «Азарт», а также фабрик городов, входивших в состав СССР: «Kalev» (Эстония, г. Таллин), «Laima» и «17 июня» (Латвия, г. Рига), «Пяргале» в г. Вильнус и Каунасская кондитерская фабрика (Литва).

История фантика — увлекательна. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди до XIX века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка.

Например, целлофан изобрел в 1908 году швейцарский доктор Жак Эдвин Бранденбергер. Фольга появилась в середине XIX века. А парафиновую бумагу — ту, которая лежит в обертке стандартной российской шоколадной конфеты, между собственно фантиком и фольгой — придумал великий изобретатель Томас Алва Эдисон в 1872 году. Эдисон изобрел фонограф, пишущую машинку, генератор переменного тока и усовершенствовал электрическую лампочку.

Само слово «фантик» произошло от «фант», заимствованного в немецком языке, что означает «залог». Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях. Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные.

В начале XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках. Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты.

В конце XIX – начале ХХ вв. в России над разработкой дизайна кондитерских упаковок работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. На упаковках и некоторых фантиках помимо обычных рисунков изображали награды кондитерской фирмы, если ей удавалось их получить за высокое качество своей продукции. Высшим достижением считалось получение права помещать на упаковках фирмы информацию о том, что она является «Поставщиком двора Его Императорского Величества».

Во времена «военного коммунизма» (1918 — 1921 гг.) и после него, довольно сильно упало качество полиграфии конфет. Мастера работали на старых формах, многие квалифицированные печатники уехали в сельскую местность, были уволены, или просто не могли полноценно работать на истерзанном и изношенном оборудовании, которое 5-7 лет подряд не подвергалось никакому серьёзному обслуживанию. Кроме того, были потеряны заделы и по расходным материалам (краски и прочее), не было значимых поставок, что тоже важно для качества. Именно поэтому после революции широко распространились однокрасочные обёртки, которые намного проще делать.

На фантиках советского периода можно проследить, какие проблемы существовали тогда в нашей стране. Так как страна боролась с неграмотностью, в кондитерских магазинах можно было купить конфеты, завернутые в фантики, изображающие азбуку: Аэроплан, Дирижабль, Метро. Многие обертки выполняли функцию миниатюрных плакатов – прославляли Красную Армию, Советское правительство. У истоков этого направления стоял поэт В. Маяковский, он не только писал рекламу, но и рисовал. Лучшие конфетные обертки В.В. Маяковского и художника А. Радченко были удостоены дипломов и медалей Парижской художественной выставки 1925 года. Также в фантиках можно было почерпнуть полезную информацию. Например, скушав конфету «Носорог», ребенок узнавал о том, в каких районах водится это животное, сколько живет и чем питается… Таким образом, сладкие лакомства ненавязчиво образовывали даже двоечников. Были и патриотические конфеты — «Адмирал Нахимов», появились конфеты с изображенными на фантиках репродукциями картин известных художников. Часто встречались лакомства агитационной направленности. «Урожай убрал ты в срок — очень Родине помог!» — гласила надпись на конфете «Урожай». Трудно поверить, но в 20-е годы XX века в продаже была даже карамель «Ильич» и «Интернационал».

Лишь в середине 1930-х в кондитерской и пищевой промышленности происходит радикальный «переворот». Кондитерские изделия решительно деполитизируются, становятся предметом быта и отдыха, и лишаются функции агитации. Существенно поднимается и качество оформления обёрток. Разрабатываются новые нейтральные бренды, ставшие эталонами вкуса, с которыми прожили жизнь три поколения советских людей — такие, как «Кара-Кум», «Маска», «Чародейка», «Мишка на Севере» и др. Заимствуется и часть дореволюционных брендов, любимых потребителями — «Раковые шейки», «А ну-ка, отними!» и так далее. Отражались в кондитерской упаковке и значительные события в мирной жизни — строительство метрополитена, возведение стадионов и прочее. С конца 50-х гг. ХХ в. покорение космоса стало одной из излюбленных тем оформления кондитерской упаковки. В 1960-е гг. на коробках и этикетках появляются сюжеты, связанные с былинными и сказочными персонажами.

В постсоветский период новые образцы упаковки почти не разрабатывались. В этом не было нужды, ведь многие кондитерские производства закрылись на реконструкцию или просто перестали существовать, а рынок заполнила зарубежная кондитерская продукция.